Коммуникация – сторона общения, отвечающая за передачу информации от одного участника процесса общения к другому.
Коммуникативные средства – то, с помощью чего передается информация:
- жесты;
- мимика;
- картинки (пиктограммы);
- написанные слова, предложения.
Коммуникативные умения – это умения:
-
здороваться и прощаться;
-
знакомиться;
-
обращаться с просьбой (за помощью);
-
задавать и отвечать на вопросы;
-
вести диалог;
-
проявлять инициативу в общении и др.
Это все те умения и навыки, которые необходимы для полноценного общения в кругу семьи, знакомых и незнакомых сверстников и взрослых людей.

Когда ребенок маленький и еще не научился разговаривать, мы общаемся с ним с помощью улыбки, взгляда, жестов, лепетных слов. Но случается так, что и к школьному возрасту, некоторые дети не умеют говорить. Это очень затрудняет их обучение, общение с одноклассниками и учителем. Поэтому логопедическая работа с такими детьми проводится, как с «маленькими»:
-
игры с пирамидками, матрешками, вкладышами и др.;
-
конструирование из кубиков, мозаики, пластилина и др.;
-
рисование кисточками и пальчиками;
-
игры на музыкальных инструментах;
-
сюжетные игры с куклами, машинками, мишками, зайчиками и др.;
-
рассматривание простых картинок;
-
чтение сказок, слушание детских песенок;
-
оречевление всех действий простыми «лепетными» словами (ам-ам, бух, ку-ку) и др.
Индивидуальные занятия в 1 классе по
развитию речи и альтернативной коммуникации